Образовательная програма дошкольного образования Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №16 ,,Рябинка,, с 01.09.2023 г
Описание образовательной программы
Образовательная программа дошкольного образования (далее — Программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО), утвержденного приказом Минобрнауки от 17.10.2013 № 1155 (далее — ФГОС ДО), и Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО), утвержденной приказом Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028и (далее — ФОП ДО).
Цель Программы: разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно- нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Задачи Программы:
• обеспечить единое содержание ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
• приобщить детей к базовым ценностям российского народа — жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России, создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
• структурировать содержание образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;
• создать условия для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
• обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
• обеспечить развитие физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
• обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
• обеспечить достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный. Дополнительным разделом является краткая презентация основных сведений из Программы для родителей воспитанников.
Целевой раздел | Включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Результаты освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров образования в раннем детстве, целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Также входят подходы к проведению педагогической диагностики достижений планируемых результатов и значимые для разработки и реализации Программы характеристики — особенности развития детей. |
Содержательный раздел | Включает задачи и содержание образовательной деятельности для всех возрастных групп по пяти образовательным областям. Также в разделе описаны: ü формы, способы, методы реализации программы; ü особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; ü способы поддержки детской инициативы; ü взаимодействие педагогического коллектива с семьями; ü коррекционно-развивающая работа; ü рабочая программа воспитания. |
Организационный раздел | Организационный раздел включает: ü психолого-педагогические условия реализации Программы; ü особенности организации развивающей предметно- пространственной среды; ü материально-техническое обеспечение Программы и обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания; ü примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации Программы; ü кадровое обеспечение; ü режим и распорядок дня в возрастных группах; ü календарный план воспитательной работы |
Организация режима пребывания детей в детском саду
Режим работы: в корпусе №1 «Рябинка» - полный рабочий день- 12-часов с 7.00 до 19.00, кроме выходных и праздничных дней, в корпусе №2 «Вишенка» - круглосуточное пребывание воспитанников, с 7.00 понедельника до 21.00 пятницы, кроме выходных и праздничных дней.
Работа по реализации Программы проводится в течение года.
Организация жизни детей опирается на определенный суточный режим, который представляет собой рациональное чередование отрезков сна и бодрствования в соответствии с физиологическими обоснованиями. При организации режима учитываются рекомендации СанПиН и СП, видовая принадлежность детского сада, сезонные особенности, а также региональные рекомендации специалистов в области охраны и укрепления здоровья детей.
Режим дня составлен для каждой возрастной группы на холодный и теплый периоды, учтены функциональные возможности детей, а также ведущий вид деятельности- игра. Кроме того, учитывается потребность родителей в гибком режиме пребывания детей в МАДОУ, особенно в период адаптации.
Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа
Организация образовательного процесса имеет следующие особенности.
В МАДОУ детский сад №16 «Рябинка» функционирует 8 групп: общеразвивающей и комбинированной направленности.
Возрастная категория группы | Группа раннего дошкольного возраста (1-2 лет) | Группа раннего дошкольного возраста (2-3 года) | Группа младшего дошкольного возраста (3–4 года) | Группа среднего дошкольного возраста (4–5 лет) | Группа старшего дошкольного возраста (5–6 лет) | Группа подготовительная к школе (6– 7 лет) | Разновозрастная группа (3-5 лет) | Разновозрастная группа (5-7 лет) |
Количество возрастных групп | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
1. Действует система физкультурно-оздоровительной работы.
2. Используется региональный компонент в образовательном процессе.
3. Оказывается помощь детям, родителям, педагогическим работникам и социуму со стороны социально-психологической службы.
4. Создана система медико-психолого-педагогического сопровождения детей. Используется модель личностно-ориентированного подхода при взаимодействии взрослого и ребенка.
5. Осуществляются дополнительные платные услуги.
Ссылки на ФОП ДО и парциальные программы
В соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе эти части Программы являются взаимодополняющими.
Обязательная часть Программы разработана в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена:
Образовательной программой дошкольного образования «СамоЦвет» под редакцией Н.В.Дягилевой, О.В.Закревской, О.В.Толстиковой, О.А.Трофимовой.
Смарт- тренингом «Мир головоломок», автор И.И.Казунина, Е.Ю.Соловей
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее- образовательные области):
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Характеристика взаимодействия педагогического коллектива
с семьями воспитанников МАДОУ
Основная цель взаимодействия педагогов с семьей – обеспечение:
психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возраста;
единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях МАДОУ и семьи;
повышения воспитательного потенциала семьи.
Основными задачами взаимодействия детского сада с семьей являются:
• информировать родителей относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в МАДОУ;
• просвещать родителей, повышать их правовой, психолого-педагогическую компетентность в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;
• способствовать развитию ответственности и осознанности родителей как базовой основы благополучия семьи;
• построить взаимодействие в форме сотрудничества и установления партнерских отношений с родителями детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач;
• вовлекать родителей в образовательный процесс.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
• приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка;
• открытость;
• взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей;
• индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье;
• возрастосообразность.
Взаимодействие с родителями воспитанников строится по следующим направлениям работы.
Название направления | Содержание работы |
Диагностикоаналитическое направление | Включает получение и анализ данных: ü о семье каждого обучающегося, ее запросах в отношении охраны здоровья и развития ребенка; ü об уровне психолого-педагогической компетентности родителей; ü планирование работы с семьей с учетом результатов проведенного анализа; ü согласование воспитательных задач |
Просветительское направление | Просвещение родителей по вопросам: ü особенностей психофизиологического и психического развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста; ü выбора эффективных методов обучения и воспитания детей определенного возраста; ü ознакомления с актуальной информацией о государственной политике в области дошкольного образования, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми дошкольного возраста; ü информирования об особенностях реализуемой в МАДОУ образовательной программы; ü условий пребывания ребенка в группе МАДОУ; ü содержания и методов образовательной работы с детьми. |
Консультационное направление | Консультирование родителей: ü по вопросам их взаимодействия с ребенком, преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с особыми образовательными потребностями (ООП) в условиях семьи; ü об особенностях поведения и взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом; ü о возникающих проблемных ситуациях; ü о способах воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми младенческого, раннего и дошкольного возраста; ü о способах организации и участия в детских деятельностях, об образовательном процессе и др. |
Благодаря разностороннему взаимодействию МАДОУ с родителями своих воспитанников повышается качество образовательного процесса и происходит сближение всех участников образовательного процесса, развивается творческий потенциал детей и нереализованный потенциал взрослых.
Важный момент в формировании традиций в учреждении — совместное проведение народных праздников, акций. Ежегодно проводятся мероприятия, в которых родители принимают активное участие.
Основные практические формы взаимодействия МАДОУ детский сад №16 «Рябинка» с семьей
Этапы | Формы |
Знакомство с семьей | Встречи-знакомства, анкетирование |
Информирование родителей о ходе образовательной деятельности | Дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, беседы, информационные стенды, создание памяток, публикации на официальном сайте МАДОУ и в соц.сети ВКантакте, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники |
Просвещение родителей | Лекции, семинары, семинары-практикумы, мастер-классы, тренинги, создание родительской библиотеки в группах |
Совместная деятельность | Привлечение родителей к участию в занятиях, акциях, экскурсиях, конкурсах, субботниках, в детской исследовательской и проектной деятельности, в разработке проектов. |