Адаптированная образовательная программа дошкольного образования Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №16 ,,Рябинка,, с 01.09.2023
Описание образовательной программы
ОПИСАНИЕ
Настоящая адаптированная
образовательная программа (далее - АОП) дошкольного образования разработана для
детей с задержкой психического развития (ЗПР) и тяжелым нарушением речи (ТНР)
на основе ФАОП.
Задержка
психического развития - это сложное полиморфное нарушение, при котором страдают
разные компоненты познавательной деятельности, эмоционально - волевой сферы,
психомоторного развития, деятельности. Специфические особенности развития этой
категории детей негативно влияют на своевременное формирование всех видов
дошкольной деятельности: изобразительной, игровой, конструктивной.
Полиморфность нарушений и разная степень их выраженности определяют различные
возможности детей в овладении основной образовательной программой на дошкольном
этапе.
Тяжелые нарушения
речи (ТНР) – это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов
речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических
процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока),
отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте.
АОП - образовательная
программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Такая
программа разрабатывается образовательной организацией самостоятельно с учетом
требований ФГОС на основании Примерной адаптированной основной образовательной
программы (ПрАОП) в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с
ОВЗ.
По своему
организационно-управленческому статусу АОП, реализующая принципы ФГОС ДО,
раскрывает общую модель построения образовательного процесса дошкольного
образования детей с ЗПР и проектирования
образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития
дошкольников с ЗПР (Программы коррекционной работы).
Содержание АОП в
соответствии с требованиями ФГОС ДО включает три основных раздела - целевой,
содержательный и организации.
Целевой раздел включает
пояснительную записку, в которой рассматриваются значимые для разработки и
реализации АОП клинико-психолого-педагогическая характеристика и особые
образовательные потребности детей 5-го года жизни, 6-го года жизни и 7-ro года жизни с задержкой
психического развития. В целевом разделе раскрываются цели, задачи, принципы и
подходы к формированию АОП и механизмы ее адаптации; представлены структурные
компоненты программы, алгоритм формирования содержания образовательной
деятельности, в том числе по профессиональной коррекции нарушений развития
детей с ЗПР; раскрываются целевые ориентиры АОП и планируемые результаты ее
освоения, а также механизмы оценивания результатов коррекционно-образовательной
деятельности педагогов.
Содержательный раздел
включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным
областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое
развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; а также
содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений
развития детей с ЗПР.
Организационный
раздел раскрывает особенности развивающей предметно- пространственной среды: ее
материально-техническое и методическое обеспечение; организацию жизни и
деятельности детей, режим дня.
Основой
АОП являются:
«Закон
об образовании в РФ» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;
Санитарные правила СП
2.4.3648 – 20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организации
воспитания и образования, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от
28.09.2020
№ 28;
Приказ от 17
октября 2013 № 1155 «Об
утверждении Федерального
государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»;
Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития, одобренная решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол № 6/17 от 07.12.2017 г.);
Письмо Министерства
образования и науки Российской Федерации от 7 июля 2013 г. № ИР - 535/07 «О
коррекционном и инклюзивном образовании детей»;
Устав Муниципального
автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №16 «Рябинка»
Основная
общеобразовательная программа - образовательная программа дошкольного
образования МАДОУ детского сада № 16 «Рябинка»
Нормативно-правовой основой для разработки Программы
являются следующие нормативно-правовые документы:
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №
204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»;
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. №
474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года»;
Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г.
№ 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей»
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся»
Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1
Федерального закона «Об обязательных
требованиях в Российской Федерации» распоряжение Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2015 г. № 999-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года»;
федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (утвержден приказом
Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте
России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа
Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в
Минюсте
России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264); федеральная образовательная программа
дошкольного образования (утверждена
приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в
Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847);
Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России
от 31 июля 2020 года № 373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г.,
регистрационный № 59599);
Санитарные правила СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи (утверждены постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г.
№ 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный №
61573);